Данные заметки представляют собой вольное описание событий, произошедших с нашей группой в Эквадоре. Более подробная общая техническая информация о походе (список участников, снаряжения, график похода, раскладка, категорийность маршрутов и так далее) приведена в Приложении. Расширенные сборники походных фотографий можно найти на странице Евгения Склянского и Алексея Акользина.
Идея съездить в Эквадор зародилась у нас с Евгением Склянским давно, примерно год назад, когда мы познакомились в Мексике с Любой Ивановой, куда мы вместе с Михаилом Савченко отправились за высотным опытом на вулкан El Pico de Orizaba (Citlaltepetl). Люба тогда собиралась поехать вместе со своими мексиканскими друзьями в Эквадор и зазывала нас. Однако, в силу ряда причин присоединиться к ней у нас не было возможности. Такая возможность появилась лишь через год.
Готовиться мы начали обстоятельно и заранее. Начали с изучения сведений, размещённых в интернете. Затем плавно перешли на купленные или взятые в библиотеке общие и горные справочники по Эквадору. И закончили изучением отчётов и общением с людьми непосредственно там побывавших. Повесили объявление на интернет-турклубе им. В. Смирнова приглашение в поход. Взяли всех, кто откликнулся. Всего получилась команда из 6-ти человек.
Изначально мы запланировали восхождение на две самые высокие горы Эквадора: вулканы Котопахи (Cotopaxi, 5897м) и Чимборасо (Chimborazo, 6310м). Оставался вопрос, где и как проводить акклиматизацию. Справочники, все как один, советовали так называемый "альпийско-буржуйский", или по-другому "peak bagger"-ский, подход: недельная акклиматизация с ночёвками в комфортабельных гостиничных условиях на уровне 3 км и с дневными выходами на низкие горы до 5 км. Затем быстрый заезд на машине в приют на высоте около 4600-5000 м и выход в ночь того же дня на гору в надежде, что при столь стремительном подъёме горная болезнь не успеет развиться. Вдобавок, справочники не советовали проводить дополнительную ночь в приютах для акклиматизации, так как на такой высоте она всё равно, если по уму, то занимает несколько недель, и поэтому единственным результатом такой ночи будет всё та же горная болезнь, у которой на этот раз будет достаточно времени, чтобы успеть разыграться не шутку и со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями. Рассудив, что горная болезнь у нас скорее всего успеет разыграться так и так, мы решили акклиматизироваться как обычно, с постепенным увеличением высоты ночёвок, чтобы к моменту нашего первого восхождения добраться таким образом до высоты приютов. Было разработано несколько вариантов. За основной мы взяли, по примеру предыдущих групп, вариант с 4-х дневной акклиматизацией на вулканах Илиниса Северная (Illiniza Norte, 5126м) и Южная (Illinza Sur, 5263м).
Исходя из нашего мексиканского опыта путешествия по латинской Америке, основная трудность организации похода виделась в обеспечении надёжного транспорта для переезда с горы на гору. Несмотря на новогодние праздники, большинство участников не могло позволить себе каникулы больше, чем на две недели. При таких сроках график похода получался достаточно плотным. Дело осложнялось ещё тем, что никто из нашей группы не мог похвастаться знанием испанского языка, столь необходимом для общения с местным населением. И тем, что прилетать в Кито мы должны были 24-ого декабря, то есть прямо в канун Рождества, когда в типичной католической стране народ перестаёт работать и начинает гулять, жизнь замирает, автобусы не ездят, а такие незадачливые туристы, как мы, теряют лишний день в городе. Поэтому с транспортом мы решили разобраться заранее, а не по приезде на место. В результате нашли в небольшом городке Риобамба (Riobamba) микроавтобус, куда как нас заверили, спокойно умещаются 6 человек с большими рюкзаками, и договорились с водителем, что 25-ого он приедет за нами в Кито.
Другая проблема, которая не давала покоя - это газовые баллоны. На самолёте их не провезёшь, а можно ли купить на месте - не известно. Из достоверных источников да и здравого смысла было понятно, что баллоны в Эквадоре есть - как-никак страна, специализирующаяся на горном туризме. Но вот только почему-то ни у кого из побывавших там и известных нам туристов никак не получалось купить их правильной системы под свою горелку. То ли системы такой там отродясь не водилось, то ли была она другого стандарта. В любом случае, в разгар праздников, когда большинство магазинов, особенно туристических, как правило, закрыто, рассчитывать на успех самостоятельного поиска и закупки баллонов не приходилось. Решили их тоже заказать заранее, а в качестве запаски на случай, если поставщики подведут, взять бензиновый примус: бензин - он и в Южной Америке бензин.
Наконец более и менее распланировав поход и разрешив последние проблемы, мы двинулись в путь. Пунктом окончательного сбора была назначена наша гостиница в Кито.
Новогодние праздники в Америке - это традиционный сезон отпусков, когда простой работяга может забыть, что ему надлежит быть трудоголиком, и вырваться на свободу. Народ старается наверстать то, что упустил за год, и начинает путешествовать. Авиабилеты и сопряжённые услуги стремительно растут в цене и падают в своей доступности. Для студента, живущего от зарплаты до зарплаты на одну стипендию, всё это представляет определённые финансовые затруднения. Поэтому билеты с Евгением у нас были по статусу: с неудобной пересадкой в Майами и холодной ночёвкой в закрывающемся к тому же на ночь аэропорту. Однако, нет худа без добра - зато может на славу погуляем по городу.
Приземлились мы немного раньше полуночи. В аэропорту наблюдалось полное отсутствие людей кроме не реагирующий на внешние раздражители неприметный персонал аэропорта, мелкими кучками впавший в оцепенение по углах, терпеливо ожидая, когда наконец закончится смена. Отсутствие людей наблюдалось и за стойками компаний, занимающихся арендой машин. При более детальном рассмотрении также обнаружилось отсутствие самих машин. Ничего не поделаешь - праздники. Когда же, проявив недюжую настойчивость и смекалку, нам всё-таки удалось заарендовать машину, был уже почти третий час ночи. Давно пора было ехать на автовокзал подбирать третьего члена нашей команды, Вадима Тымянского, с которым по плану мы должны были встречаться в Майами.
По мере нашего удаления от аэропорта местность резко стала менять свои очертания. Хорошо освещённые магистрали сменились тёмноватыми узкими улицами с некапитальными одноэтажными постройками по бокам. То здесь, то там на нас разевали свои чёрные пасти тёмные подворотни, знать, что творилось в которых, совсем не хотелось. Однако, следуя туманным инструкциям о том, когда и куда поворачивать, которыми нас снабдили добрые люди в аэропорту, довольно скоро в одной из таких подворотен пошире мы обнаружили автовокзал. Маленькая разворотная площадка и тускло освещенное низенькое каменное строение открытого типа - вот всё, что нужно для ведения успешного многомиллионного бизнеса крупнейшей автобусной компании США. Под стать автовокзалу были и его обитатели. В одном из них благодаря лежавшему рядом рюкзаку мы сразу же вычислили Вадима. Познакомились, загрузились в машину и прямиком рванули на океан.
На атлантическом побережье посреди нависающих над водой небоскрёбов шикарнейшего района Майами-Бич народу было не больше, чем на улицах вокруг автовокзала. Скорее даже меньше, на пляже же не было вообще никого. За закрытыми дверьми с табличками "closed" многочисленных клубов и баров даже с большим воображением не угадывалась ночная жизнь, которой знаменит этот курорт. Немного опечалившись сложившимися обстоятельствами, но вовремя вспомнив, что поход у нас хоть и горно-пляжный, но со спортивным уклоном, и что кроме духа надо крепить ещё и тело, мы решили предаться развлечениям более здоровым. А именно, заплыву в океане, тем более что к этому располагали лёгкий моросящий дождик, уже почти закончившийся к тому моменту, и прохладный бриз, резкими порывами налетавший с воды. Поёживаясь, залезли в воду, которая оказалась на удивление тёплой, градусов в 20-25C, несмотря на местный не сезон. Вкупе с полутораметровой волной, придававшей купанию небольшой спортивный налёт, всё это выгодно отличалось от запомнившихся по молодым годам 10-ти секундных февральских забегов в Чёрное море. В итоге пробарахтались в воде около часа, заметно поосвежившись и приободрясь. Появилось здоровое желание перекусить. Зашли в местный МакДональдс с названием Denny's, и заказали себе кто по позднему ужину, а кто по раннему завтраку. Завершив трапезу, мы ещё немного покатались по центру, в тщетных поисках открытого бара, куда бы можно было завалиться на остаток ночи. И тут Евгений вспомнил, что у него отсутствуют некоторые части набора КЛМН, в частности кружка, ложка и миска. За неимением лучшего занятия поехали в ближайший супермаркет, где к сожалению, этих предметов кухонной утвари, способных выдержать суровые высокогорные условия, не оказалось. Разговорчивый афро-американец - кассир, между делом рассказал нам, что в районе, где он живёт, есть очень большой магазин Walmart, где есть всё. Видя нашу заинтересованность, он живо и популярно объяснил, как туда без происшествий добраться. Поехали.
Walmart оказался совсем неподалёку от автовокзала. Ещё с эстакады на подъездах к нему мы заметили полицейские машины, невзирая на дорожную разметку, припаркованные у входа по диагонали. Вокруг явно царило какое-то оживление. Как выяснилось позже, ребята просто приехали пропатрулировать магазин, и заодно докупить подарки на Рождество. Оживление же было связано с невообразимым количеством народа, которым были забиты окрестности. По сравнению с пустынными улицами в центре лицезреть такой аншлаг в 5 часов утра было весьма необычно. Внутри магазина бойко велась торговля, из динамиков приглушённо звучали звуки мамбы, отовсюду лилась испанская речь. Адаптация к Латинской Америке для нас началась в Майами.
После магазина мы поехали обратно в центр, погуляли, пофотографировали ночные виды, и с наступлением расвета вернулись в аэропорт. Там мы обнаружили, что наш вылет перенесли на три часа позже. Неожиданно приобретённое время было потрачено на сон, который стал одолевать даже самых стойких из нас в эти утренние часы, что было совсем не удивительно, особенно когда ко сну ещё так располагали мягкие и чистые на вид аэропортовские паласы, а также изобилие уютных мест, где на тебя не будут наступать каждые пять минут. Немного отоспавшись и прейдя в себя, мы залезли в самолёт и полетели.
С высоты птичьего полёта Кито производил впечатление вполне приличного города с плотной застройкой, серой кляксой расплескавшегося среди зелёных холмов. Вспоминая, что Эквадор страна маленькая и густо утыканная пятикилометровыми вулканами, мы прильнули к иллюминаторам, чтобы насладиться их панорамой и хорошенько рассмотреть. Но вопреки ожиданиям никаких гор поблизости не наблюдалось. Общий ландшафт скорее напоминал пупырчатую равнину под Пятигорском, где немного плоскую, а где немного подёрнутую рябью бугров. Глядя на представшую перед нашим взором местность, с трудом верилось, что она расположилась на почти трёхкилометровой высоте над уровнем моря. Ещё большее удивление нас ожидало, когда по мере снижения самолёта, меж домов стали просматриваться пальмы.
Аэропорт Кито один к одному напоминал своего Барнаульского брата. Видимо, во времена помощи дружественным странами строили его по тому же самому типовому проекту. Минимализм и функциональность виднелись во всём. Единственными достопримечательностями кроме взлётно-посадочной полосы, по праву занимавшей центральное место посреди бывшего картофельного поля, были окаймлявший его бетонный забор, со сваленным под ним ржавым хламом и кусками торчащей арматуры, а также отпочковавшийся от него барак, явно претендующий на роль аэровокзала. Пейзаж немного оживлял дымящий папироской местный дедок, отдыхавший между рытвин посреди поля и за неимением лучшего занятия с интересом наблюдавший за процессом выгрузкой багажа, с прищуром что-то прикидывая у себя в уме. Кроме него пассажиров встречали выстроенные по росту в ряд механики, одетые в ослепительно белоснежные одежды и звуконепроницаемые наушники другого цвета, а также пару вежливо оскалившихся усатых эквадорских "кобальерос", по комплекции годившихся не меньше, чем в охранники. В задачу последних, видимо, входил присмотр, чтоб никто единым рывком ненароком не ушёл огородами в город, не заплатив государству таможенный сбор или другие подати. Они услужливо и терпеливо заворачивали по направлению к бараку растерявшихся и без присмотра начавших было разбредаться во всех направлениях пассажиров, где они один за одним бесследно пропадали в проёме двери. Трижды прочитав про себя наказ не расслабляться и личные вещи из рук даже на минуту не выпускать, с покорностью истинных фаталистов мы последовали за ними. А за забором вовсю безмятежно сновала городская жизнь, в которую нам предстояло вскоре окунуться.
Внутри аэровокзала было совсем не страшно и темно. Одну стену прилётного зала от пола до потолка занимало единое большое окно. Через него можно было наблюдать всю подноготную сложного и загадочного пути багажа через недра большого аэропорта, всегда остававшегося до этого момента великой тайной. То, что на протяжении многих лет терзало воображение, под жгучим эквадорским солнцем, в единый момент было развенчано и сведено к вульгарности простой механической процедуры. Наблюдать, как с подъезжавшие багажных тележек на ленту транспортёра небрежно выкидываются всякие чемоданы, успевающие до своего приземления совершить как минимум один полный оборот сальто-мортале, было выше всяких сил, и мы продолжили движение, которое очень скоро, метров через пять, было преграждено кардоном иммиграционной службы с, как и во всём мире, предельно серьёзными пограничниками. Очередь к ним продвигалась быстро, и через несколько минут один из них намётанным глазом уже рассматривал мой паспорт. Однако, вместо того, чтобы мельком взглянуть на фотографию и проставить штампы в нужных местах, он начал быстро-быстро перелистывать страницы, задерживаясь на мгновение лишь на мексиканской визе. Повторив процедуру раз пять, пограничник поднял голову, посуровел, тяжело взглянул и что-то отрывисто бросил. Естественно по-испански. Чётко и понятно, как учили в школе на уроках английского языка, выговаривая слова и стараясь улыбаться попростодушней, я ответил: "Мол, чего?". Не подействовало. В ответ понеслись всё те же скорострельные испанские фразы, а суровость в голосе начала нарастать. Пришло время подобраться мне. Пытаясь изменить улыбку с простодушной на максимально невинную, и при этом для усиления эффекта интернациональным жестом разводя в стороны руки и пожимая плечами, я честносердечно признался: "Не разумею!". Поняв, что в одиночку со мной не совладать, пограничник решил сменить тактику и перегруппировать силы. Паспорт пошёл по рукам соседних стражей границы. К сожалению, этот манёвр ясности в дело тоже не внёс. События стремительно развивались в сторону соответствующих органов, представленных вооружёнными автоматами представителями закона, стоявшими неподалёку и всё чаще и чаще поглядывающими в нашу сторону. Противостояние грозило принять затяжной позиционный характер, а дело - нежелательный оборот. И тут, благодаря титанической концентрации своего слухового аппарата и лингвистических способностей, мне в разговоре удалось вычленить знакомое слово - "насьионалитэ". Не до конца веря собственному счастью, что все мои злоключения объясняются лишь одной простой неспособностью местных властей прочитать либо русский, либо французский, на которых написан мой паспорт, я осторожно, но твёрдо предложил: "насьионалитэ - Рюссия". Через несколько мучительно долгих секунд, ушедших на оседание и переваривание новой информации, наконец явилось подтверждение моей неожиданной догадке. Лицо пограничника стало проясняться и принимать человеческие очертания по мере того, как всё в моём паспорте стало расставляться по своим местам и наполняться для него смыслом.
При других условиях подобный инцидент можно было воспринимать не больше чем как казус, если бы не тревога за багаж. За потраченное на разбирательство время зал успел наполовину опустеть как в количестве находившихся в нём людей, так и чемоданов. В памяти начали всплывать призраки украденной у меня в Мексике куртки. Остаться без одежды и снаряжения в самом начале похода не очень хотелось. Дополнительное беспокойство вызывало отсутствие наших мешков в валявшихся у транспортёра вещах. Запасясь терпением, мы расположились в стратегически важной точке между луж на полу, образованных водой, капающей с каких-то труб под потолком, и стали ждать. Следующие десять минут ознаменовались приездом наших рюкзаков на очередной багажной тележке. Похватав вещи и, чтобы легче было отбиваться, став спиной к спине, мы направились к выходу. И наткнулись на ещё один кордон. Прохождение его технических сложностей не вызвало. Аэропортовские работники просто сличили форму лица с фотографией в паспорте, затем фамилию с указанной на билете, и наконец багажные квитанции с номерами на ярлычках, приклеенных на вещах. Всё просто и понятно. Ничего лишнего даже по ошибке с собой не прихватишь. А мы-то переживали. Обстоятельный народ - эти эквадорцы! И почему же у нас, в Шереметьево, до такого не додумались?